?

Log in

No account? Create an account
Донбасс без ЛНР и ДНР
Штергрэс. Несуществующий поселок у мертвой єлектростанции 
30th-Aug-2012 03:50 pm
Вчера мне наконец-то удалось осуществить давнюю задумку – попасть на территорию закрытой Штеровской ГРЭС в Луганской области и совершить по ней обзорную экскурсию. Самая старая электростанция в Донбассе давно была интересна мне – информации о ней в интернете почти не встретишь. Территория ГРЭС охраняется, и просто так туда не попасть. Чтобы посмотреть станцию изнутри пришлось договариваться с дирекцией. К счастью, дело выгорело. Теперь выкладываю в сеть подробную информацию и фотографии, которых прежде никто не делал.

Поселка Штергрэс нет ни на одной современной карте Луганской области. Еще в 80-х его присоединили к соседнему городку Миусинску, но в памяти людей название до сих пор живо. Оно часто упоминается в названиях автобусных маршрутов и местных газетах, так, как будто поселок до сих пор – самостоятельная административная единица.

Штергрэс был основан в 20-е годы прошлого столетия при строительстве Штеровской ГРЭС (так в те времена называли ТЭС). От нее и получил свое живучее название-аббревиатуру. Долгое время, пока работала электростанция, Штергрэс был стратегически важным энергетическим центром региона, но в 80-х, после закрытия ТЭС, трудовая слава поселка померкла. О Штергрэсе быстро позабыли, населенный пункт утратил свое значение, и превратился в одну из депрессивных окраин Красного Луча. Лишь местные жители упорно не хотят воспринимать упразднение своей малой родины, и продолжают говорить о поселке, как о существующем населенном пункте.

Жители Штергрэса и в самом деле имеют основания гордиться своим поселком. Для Украины это историческое место. В 1926 году здесь была пущена одна из первых электростанций в стране и старейшая в Донбассе – Штеровская ГРЭС, которую называют первенцем ленинского плана ГОЭЛРО.







Проходная, через которую можно попасть на территорию объекта.




На проходной висит реклама одного из кандидатов в нардепы. Причем, не от власти. Это генерал Гуславский, занявший третье место на выборах мэра Луганска в 2010 году. В этот раз он так же не имеет шансов обойти конкурентов, но не сдается.




На станции все, как в 80-х. Дверца с окошком, вертушка на проходной.










Сохранился даже древнейший радиоприемник. Почти антиквариат, использующийся в качестве подставки для цветов.




Станция работала долгие годы и была остановлена в конце 80-х., когда исчерпала свой ресурс. Ее здание, выполненное в стиле конструктивизма, сегодня вполне может считаться памятником истории и архитектуры. В цехах и до сих пор сохранилось трофейное немецкое оборудование 30-40-х годов, завезенное на станцию после войны. Теперь, когда производство остановилось, лишь в нескольких помещениях теплится жизнь. Там занимаются ремонтом оборудования других ТЭС.










Наиболее подробно история предприятия изложена в книге серии «История фабрик и заводов СССР», посвященной электростанции. Книга хранится лишь в одном экземпляре в администрации предприятия. Благодаря ей, сегодня можно точно воспроизвести события тех лет.




Название ГРЭС получила от ближайшей железнодорожной станции Штеровка.
Электростанция была построена фактически на пустом месте, в степи. Расположение было выбрано не случайно – станцию спроектировали в географическом центре антрацитового района Донбасса, где в то время в отвалах лежало около 50 млн. пудов штыба (угольной пыли, считавшейся отходом угледобычи) – очень дешевого топлива. Этот штыб было решено использовать в электроэнергетике и сжигать на Штеровской ГРЭС. На ту пору это были революционные технологии.




Станцию решили строить еще в 1921 году у Миуса – самой полноводной местной речки, откуда планировалось брать воду для турбин. Первым делом проложили к месту строительства железную дорогу. Рабочих, занимавшихся строительством, решили разместить в соседнем поселке Новопавловка, где для них оборудовали общежития в брошенных помещичьих усадьбах, а также построили несколько временных бараков. Для строительства станции использовался дикий камень, месторождений которого вокруг было особенно много. Такой камень добывают в этой местности и по сей день.

Строительство продвигалось медленно – сказывалась нехватка средств. В 1922 году правительством была выделена лишь 1/8 от необходимых денег. Все работы велись вручную. Лопатами рыли котлованы, глубиной в несколько метров, грунт вывозили на волах и тачках. Станцию строили жители Новопавловки и окрестных сел.

Одновременно с ГРЭС возводили плотину на Миусе для организации водозаборного пруда-водохранилища. На этих работах использовались первые трактора.

Первый турбогенератор на станции запустили 8 октября 1926 года. Штеровская ГРЭС дала первый ток. В 1927 году вошел в строй второй турбогенератор, и ГРЭС стала снабжать энергией близлежащие поселки и города. В связи с кончиной в 1926 году Феликса Дзержинского, электростанции было решено присвоить его имя.

Строительство станции было закончено в 1932 году. К этому времени было пущено уже 7 турбогенераторов. Станцию, в соответствии с модой того времени, стали пафосно именовать «главным кочегаром Донбасса».




В войну Штеровская ГРЭС была эвакуирована в Казахстан, после окончания военных действий – восстановлена. Позднее станция перестала сжигать штыб, и перешла на мазут. Но после того, как в Донбассе был построен ряд современных мощных электростанций, маленькая и старенькая Штеровская ГРЭС утратила свое значение, и на нее махнули рукой. Оборудование не модернизировали, рентабельность производства электроэнергии падала с каждым годом, пока в конце концов не достигла совсем уж неприличных показателей. Энергетики шутили, что для выработки одного киловатта на Штеровской станции требуется ведро мазута. В такой ситуации производство было решено остановить.










Об этих печальных временах подробно рассказывает бывший работник станции Анатолий Морозов. Заметно, что ему неприятно вспоминать о том, как деградировало предприятие, которому он отдал столько лет жизни. Ветеран энергетики с ностальгией вспоминает коммунистов, хотя работу станция прекратила еще во времена СССР.




После остановки ГРЭС в 1980-х, большая часть оборудования была демонтирована и вывезена на металлолом, а помещения станции было решено использовать для организации завода по ремонту оборудования других электростанций. Организация завода велась до начала 90-х, но затем, по понятным причинам, свернулась, и завод на месте ГРЭС так и не возник. Удалось организовать лишь несколько цехов. Сегодня они принадлежат частному лицу, и занимаются ремонтом турбин. Занято в них около 100 человек. Ничтожная цифра в сравнении с 2000-м коллективом, который когда-то работал на ГРЭС.










Бывший машинный зал. Турбогенераторы давно демонтированы. Теперь здесь цех по ремонту оборудования.



















Трофейный германский станок с расово верным названием «Wotan», и лендлизовский (видимо) «Цинцинатти». Работают во всю и до сих пор. Остается только догадываться, какая тут производительность труда и энергоемкость производства. Суровые реалии украинской промышленности 21 века.







Инструменты тоже не вчера произвели




В цеху идет ремонт ротора турбины







Бывший пусковой пульт







На станции сохранилось множество советских табличек.



















Корпус станции возводился по передовым технологиям 20-х годов и имеет архитектурную ценность. Похожим образом возводился знаменитый харьковский Госпром. К сожалению, постройка постепенно ветшает и рушится, обнажается ржавая арматура.







Тут был трансформатор




Стена, разрушенная при демонтаже котлов




Лестница




Канал, по которому сбрасывалась в водохранилище вода из турбин, теперь пересох...




Ненужная труба теперь используется операторами спутниковой связи в качестве вышки.




После закрытия станции работы в бывшем Штергрэсе практически нет, а на дворе как будто до сих пор конец 90-х. Поселок испытывает трудности с водоснабжением (вода идет по графику несколько часов), отоплением, состоянием жилого фонда. Когда остановилась ГРЭС, поселок перестал отапливаться, и теперь зимой здесь топят либо буржуйки, либо электрокамины. Газопровода нет. Текут крыши, обваливаются фасады домов, рушатся дороги, но коммунальники не способны изменить ситуацию, не смотря на все жалобы. Юридически Штергрэс теперь – всего лишь окраина Красного Луча и часть другого поселка. Денег на его нужды в бюджете никогда нет.




Между тем, еще недавно, Штергрэс считался одним из лучших мест для жизни в Луганской области. Анатолий Морозов вспоминает, что квартиру здесь было получить не легче, чем в областном центре. Поселок местные называли «маленькой Швейцарией». Очень красивая природа и удачная планировка делали его комфортным для проживания.







Штергрэс был застроен в 30-е года небольшими домиками в стиле конструктивизма. По виду он совершенно не похож на соседние поселения, а больше напоминает городки западной Украины. Удачное расположение, однако, не помогло поселку выжить. Здесь нет ни промышленности, ни туризма. В Штергрэсе царят безработица и бедность. Тривиальная картина – очередной украинский поселок, где уже никогда не будет так, как раньше.



















Времена, когда за жилье здесь бились, давно прошли. Теперь в симпатичных конструктивистских коттеджах то и дело заметны померкшие окна нежилых квартир. Брошенных и не нужных никому.







Даже Дзержинский позабыт




В бывшем Штергрэсе, а теперь – Миусинске, есть красивая природа, есть подходящая промышленная площадка для организации производства. Нет только власти, способной хоть как-то наладить ситуацию в поселке.







Это милое местечко по-настоящему жаль, ведь в Донбассе не так много действительно оригинальных городов с самобытной историей. Остается лишь надеяться, что долгожданные перемены придут сюда раньше, чем придет в полную негодность местная инфраструктура.










Написано для Острова
Comments 
30th-Aug-2012 01:06 pm (UTC)
мда.... интересно
действительно место красивое и когда-то уютное
станок немецкий порадовал. не зря, значит, мы войну выиграли - хоть что-то поимели для народного хозяства страны...
31st-Aug-2012 09:03 am (UTC)
да - не зря войну выиграли... за 60 лет так станки делать и не научились
30th-Aug-2012 01:10 pm (UTC)
отличная архитектура станции. была.
30th-Aug-2012 01:16 pm (UTC)
Здание станции - шикарное!!!
30th-Aug-2012 04:04 pm (UTC)
домики тоже. и столбы
30th-Aug-2012 01:27 pm (UTC)
операторами спутниковой связи в качестве вышки :)
30th-Aug-2012 01:30 pm (UTC)
Этот инструмент, который "не сегодня произведен", по сути вечный. Сделан из сплавов, содержащих цветные и редкоземельные! металлы, и практически не изнашивается. Такой ключ стоит от 30 у.е., хорошая отвертка от 20 у.е., ими можно работать 8 часов в день на протяжении многих лет. Тот дешевый инструмент, который продается сейчас в Эпицентрах, предназначен только для периодического использования...
30th-Aug-2012 01:42 pm (UTC)
у меня набор таких до сих пор
сплав - никель-хром-ванадий
30th-Aug-2012 01:45 pm (UTC)
Есть ещё т.н. объездная дорога мимо Красного Луча на Донецк. Если ехать со стороны Антрацита через посёлок Звезда, Мебельную фабрику, шахту Нововапловскую, шахту Миусинскую, Штергрэс. Надо было из Луча по ней ехать, там копанки прямо вдоль дороги стоят, глаз радуют. Раньше там пассажирские автобусы ездили. Сейчас грузовики с углем сделали из дороги что-то страшное. А в самом Штерике раньше классно было, всякие детские и спортивные лагеря..
1st-Sep-2012 04:24 pm (UTC)
Это если через Боко- Платово ехать из Антрацита
30th-Aug-2012 02:15 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо.
30th-Aug-2012 02:19 pm (UTC)
неожиданно мило как-то, как для донбасса
30th-Aug-2012 03:42 pm (UTC)
скоро копанки превратят всё лунный ланшафт... ещё милее будет
30th-Aug-2012 02:20 pm (UTC)
хорошо изложено! спасибо за материал!
в былые времена в таких городках приятно было бывать - жизнь течет размеренно и кажется, что ты попал во временную яму, когда все остановилось...
30th-Aug-2012 02:31 pm (UTC)
зданіє грес круто смотріцца

айда донбас на лофти пустіть

Edited at 2012-08-30 02:40 pm (UTC)
30th-Aug-2012 03:03 pm (UTC)
Замечательный репортаж.
Всегда было интересно, что у станции внутри.
Вид станции уже в конце 80-х был заброшенный.
Действительно время здесь законсервировано.
30th-Aug-2012 03:19 pm (UTC)
Прочитал на одном дыхании.

>Ненужная труба теперь используется операторами спутниковой связи в качестве вышки.
Сотовой, спутники здесь не причём. Кстати, работающие дымящие трубы под это дело тоже активно используются.
31st-Aug-2012 06:12 am (UTC)
+
30th-Aug-2012 03:37 pm (UTC)
http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/92944821.3c/0_a15de_a5c1639c_XL.jpg
будівля шикарна! шкода зникає(
30th-Aug-2012 05:55 pm (UTC)
американский станок периода индустриализации, их тогда закупали. по лендлизу станки не шли
30th-Aug-2012 07:40 pm (UTC)
Круто, значит, вообще старье
Николай - Anonymous - Expand
30th-Aug-2012 05:55 pm (UTC)
Офигенно. Спасибо за пост. Интересный завод. Жаль, что так все получилось. Даже блин грустно, надо как то выкарабкиваца.
Что там народ делает вооще? Как бабло зарабатывает? Чисто личные сады? Даже ума не приложу.
30th-Aug-2012 07:41 pm (UTC)
На работу ездят в соседние города
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Jun 25th 2018, 1:16 pm GMT.