?

Log in

No account? Create an account
Донбасс без ЛНР и ДНР
Горловка. Поселок Байрак 
25th-Dec-2010 07:30 pm
В это место я хотел съездить давно. Поселок Байрак – глухая окраина современной Горловки. Здесь нет развалин промышленных предприятий, нет инфернального индастриала и мрачных высоток. Место это тихое и спокойное, но интересно оно тем, что является одним из древнейших поселений на Донецкой земле. Сюда меня привлекла донбасская аутентика. Байрак – село из допромышленного периода, основано оно было еще в середине XVIIІ в., до того, как в этих местах стали промышленно добывать уголь. Как следствие - оно не похоже на промышленные поселки. Увидев его, можно приблизительно представить себе, как выглядела бы донецкая глубинка, если бы здесь не стали рыть шахты и строить комбинаты.

Отправляясь в Байрак, я рассчитывал совершить своего рода путешествие в прошлое и приблизительно представить, каким было бы население нашего края, если бы сюда однажды не ломанулись миллионы приезжих, изменивших регион до неузнаваемости и превративших его в то образование, которое мы имеем на сегодняшний день. Что из этого вышло, читайте ниже.


Раньше Байрак был Государевым Байраком. Разжаловали его уже после революции, в рамках борьбы большевиков с неугодной топонимикой. По легенде, название этому месту придумал еще Петр Первый, побывавший тут в конце 17 века. Тогда его отряд остановился на ночлег в овраге (буераке, байраке), с тех пор к оврагу и приклеилось такое название. Само же поселение по официальным данным основано в 1754 году не то донскими, не то запорожскими казаками.

К современной Горловке Байрак имеет отношение весьма посредственное. Однажды разросшийся промышленный город просто проглотил его, и с тех пор село стало считаться частью Калининского района. Но считать дату основания Байрака датой основания Горловки, как это делают некоторые, неправильно. Эти два поселения вполне могли бы существовать автономно и никогда не соединиться.
В Байрак мы отправились вдвоем с товарищем. Таким же анархо-краеведом, как и я. Первоначально была мысль поехать туда из Донецка электричкой, но из-за неудобного расписания, мы отказались от этой затеи, и добрались до поселка на старинном и медлительном горловском автобусе.

Автопарк Горловки – отдельная тема. Такое впечатление, будто глава города специально скупил во всей области автохлам, который только способен ездить, и устроил у себя в вотчине эдакий ретро-парк «привет 70-е». По дороге нам встречались ЛАЗы, ПАЗы. КАВЗы и даже недавно упомянутый мной ЛИАЗ. Из автобуса мы десантировались на окраине микрорайона Восточный, состоящего из панельных хрущоб. Село Байрак, судя по карте, располагалось севернее.






Микрорайон имел вполне тривиальный вид. Нежилых квартир тут с виду было меньше, чем в Енакиево или Украинске, но и без них не обошлось.




К моему удивлению тут также нашелся и гараж, сделанный из распиленного железнодорожного вагона. Такие я встречал в большом количестве в Дебальцево и Попасной, городах железнодорожников. В Горловке же подобное творение встретить не ожидал. Видимо, хозяин гаража связан с местной железкой.






Тут же повстречалась и старая, советская карусель. В Донецке такие почти везде выкорчевали.






Дальше пошел весьма грязный, запущенный частный сектор с непроходимыми лужами, косыми заборами и развалинами домов. По мере нашего продвижения на север, к краю села, количество развалин все увеличивалось, а качество дорог все ухудшалось. Это первый разрушенный дом. попавшийся нам на пути.




В доме оказалась совершенно нетипичная для советских домов лестница. Второго этажа в доме, конечно, не было - в государстве рабочих и крестьян такие вопиющие излишества были запрещены, но вместо него по-видимому, использовался чердак. То есть, была мансарда.




Раньше дом был покрыт черепицей. Большую часть ее, наверно, попросту украли, но много битых черепков было разбросано вокруг дома. На черепице имелось клеймо на немецком языке. Возраст понять сложно, но судя по тому, что остальная черепица в поселке была изготовлена в начале прошлого века, эта, наверно, тоже где-то столетнего возраста.




Обилие домов, крытых черепицей, сильно бросалось в глаза. Большинство покинутых жилищ также имели черепичные крыши. Это отличительная особенность донбасских домовладений. Старые хаты Слободской и Центральной Украины имеют обычно крыши из соломы и камыша. В селах же Донецкой области можно собрать целую коллекцию старой черепицы.

Раньше каждая такая штуковина снабжалась клеймом производителя. Эта произведена неким Минаевым из Бахмута (ныне Артемовск). Год, к сожалению. не указан.




А эта выпущена тем же Минаевым, только в Александровске. Что это за Александровск - не ясно. Такой город есть в Луганской области. Кроме того раньше так называлось Запорожье.




Другие образцы черепицы можно увидеть на фотографиях в посте про село Тимофеевка.

Байрак вымирает. Это заметно невооруженным глазом. Включение в городскую черту Горловки не сделало его городом. Это по прежнему медвежий угол без газопровода, воды и канализации. Жить здесь тяжело и не пристижно, молодежь бежит, старики мрут. В руинах лежит едва ли не треть домов.





Посмотреть на Яндекс.Фотках

Жилища тут по старой донецкой традиции строились из самана и камня. Саманные дома не могут долго стоять без хозяина. Они быстро разваливаются и в конце концов от них не остается совсем ничего, кроме груды глины.




Дома из кирпича и шлакоблока потихоньку разбирают на части, но происходит это слишком стихийно. Местами они разобраны подчистую, местами стройматериалы лежат штабелями в саду, но никто не берет.




Тут не осталось ничего, кроме кучки битого шлакоблока.




Тут была саманная хата, которую хозяева решили облагородить, обложив стены кирпичом. Сейчас можно рассмотреть это, так сказать, в разрезе.





А вот примеры покинутых каменных домов. Из стены сохраняются лучше и простоят, наверняка, еще немало лет. Такие руины особенно живописны.







Материала много, поэтому продолжение истории, а также интервью с жителями села смотрите в следующем посте.

to be continued...
Comments 
25th-Dec-2010 05:52 pm (UTC)
такое впечатление, что читаю отчёт археологов будущего
25th-Dec-2010 05:59 pm (UTC)
Благодарю! Очень интересно. В Горловке был почти во всех районах, а вот Байрак проезжал только на электричке, было интересно посмотреть :)
25th-Dec-2010 10:53 pm (UTC)
Не за что)
25th-Dec-2010 06:08 pm (UTC)
весь час думаю, шо непогано там би пройтися з металодетектором
25th-Dec-2010 10:31 pm (UTC)
Та там сміття більше ніж хорошого хабару. Хоча черепиця варта музею.
25th-Dec-2010 10:56 pm (UTC)
Ваша правда, сміття навалом, причому більше сучасного
25th-Dec-2010 10:55 pm (UTC)
Дуже багато сміття - пивних кришок та іржавих залізяк. Дуже важко буде знайти щось
25th-Dec-2010 06:15 pm (UTC)
Да, интересно, как выглядит живой Байрак, а не его развалины.
Вообще меня всегда интересовал этот район. Четыре раза был в Горловке, и все думал как-нибудь туда подасться, уж очень заманчиво он выглядел на карте :)
25th-Dec-2010 10:58 pm (UTC)
Будет несколько фоток жилых домов, они вполне заурядного, затрапезного вида. В целом Байрак тяжело назвать живым.
25th-Dec-2010 06:42 pm (UTC)
на такой карусели я катался в детстве. Аж на слезу прошибло
25th-Dec-2010 07:25 pm (UTC)
пізнавально
25th-Dec-2010 07:40 pm (UTC)
Разрушенный дом похож на лоскутное одеяло.
Печально так.
25th-Dec-2010 07:54 pm (UTC)
Чем больше тебя читаю, тем больше понимаю, что Украина действительно разная. И порой просто ужас берет - эти фото, и попробовать найти что-то подобное на Закарпатье... Нереал. Неужели индустриализация так сильно убила регион, в котором промышляют олигархи мировой величины?
25th-Dec-2010 11:00 pm (UTC)
Да, убила очень сильно. В этом Байраке еще приятно было гулять. Свежий воздух, красивая природа. В поселках при шахтах вообще мрак и сатанизм
25th-Dec-2010 09:18 pm (UTC)
это просто пездец... грустно и печально.
26th-Dec-2010 04:41 am (UTC) - Черепиця
Німецька черепиця не може бути сторічною. Вона виготовлена в НДР на VEB Ziegelei Sömmerda. VEB значить Volkseigener Betrieb -- народне підприємство в НДР.

Дякую за цікаві розповіді. Читаю з задоволенням. :)
26th-Dec-2010 07:09 am (UTC) - Re: Черепиця
Дякую за доповнення
(Deleted comment)
26th-Dec-2010 10:05 pm (UTC)
Дякую за доповнення. Я не знав, тому навіть радісно, що Донбас схожий на Полтавщину, і наші регіони мають багато спільного.
5th-Apr-2011 02:09 pm (UTC) - Черепиця
Anonymous
Мінаєв - був такий купець в Запоріжжі (тоді - в Олександрівську), якому зокрема належав і завод з її виготовлення. У Запоріжжі навіть є майже нікому невідомий музей-підвал із старою цеглою, черепицею і як не дивно - органом. =)
4th-Feb-2012 03:48 pm (UTC)
Anonymous
Посмотрев эти кадры узнала родную Калиновку! у меня дед живет возле шахты Калинина, что недалеко от Байрака. Так вот я хочу сказать, что проходя к его дому каждый раз вижу такую же картину. Понимаете, просто Горловка-город контрастов: тут и заброшенные, богом забытые дома, и достаточно зажиточные дворы! Насчет Байрака могу только добавить, что тут все считают, что там действительно уже никого не осталось, так вот у меня есть друзьяя, которые там живут и хоть Байрак действительно опустел, но там живет ещё достаточное количество людей
10th-Feb-2012 02:10 pm (UTC)
Anonymous
Третье фото с конца - этот вид имела радость наблюдать каждый свой приезд в Калиновку (находится радом с моим домом).
От дома "в разрезе" сейчас не осталось ничего - ветки, трава, кустарники - идеальное место для наркоманов и пьянчужек которые завалиаются в эти кусты не дойдя до своего дома.....
11th-Dec-2012 02:10 pm (UTC) - Слвон
Anonymous
Вам интересно? А для меня это реалии, я тут живу, фсе эти фото могу показать хоть завтра. Они у меня в округе. Я могу ещё круче экскурсию устроить---я таааакие места знаю-где брошены целые улицы.
28th-Jun-2013 01:13 pm (UTC)
На самом деле Байрак по татарски- знамя. Прозаичное название-Государево Знамя.Почему именно так, никто уже не скажет. Может татары там жили, может ещё что.
This page was loaded Feb 22nd 2019, 5:46 pm GMT.